В минувшую пятницу московские аэропорты забили тревогу: запасов авиатоплива осталось на считаные дни. Проблемы возникли по нескольким причинам, среди которых профилактические ремонты на НПЗ, крупный заказ Министерства обороны, а также рост авиаперевозок.
О том, что объемы продаж авиационного топлива на биржевом рынке в последнее время сократились, свидетельствует статистика по всем трем российским биржам. Так, если в июне было продано 294 тыс. т авиакеросина, то в августе — только 168 тыс. т. Один из участников биржевых торгов отмечает, что в последние дни августа предложение на бирже просто отсутствовало. «При обычной стоимости 25 тыс. руб. за 1 т не удовлетворялись даже заявки с ценой 28 тыс. руб.», — уверяет источник РБК daily, знакомый с ситуацией. По данным сборника «Биржевая торговля нефтепродуктами», с 22 по 26 августа было подано заявок на 270,2 тыс. т авиатоплива, а предложение составило всего 5,1 тыс. т. Для сравнения: с 1 по 5 августа было продано 52,4 тыс. т.
По словам другого источника РБК daily, дефицит возник из-за совокупности факторов: здесь и профилактический ремонт на двух НПЗ ЛУКОЙЛа, крупный заказ Минобороны, а также переориентация нефтепереработчиков на выпуск зимних видов топлива. В Росавиации предположили, что нехватка топлива связана с ростом авиаперевозок — на 10% по сравнению с прошлогодними показателями. Однако представитель информационного центра «Кортес» отмечает, что угроза дефицита топлива возникла «на пустом месте». «Прекращения производства авиационного топлива не было. Возможно, были проблемы логистического характера или нехватка была связана с крупным заказом Министерства обороны», — отмечает директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. При этом он признает, что объемы топлива ушли с биржи «скорее всего на внебиржевой рынок, на котором многие перевозчики покупают керосин напрямую у производителей».
В Домодедово также признают, что в конце августа в ответ на письма в адрес поставщиков топлива о потребности авиатоплива в сентябре (38 тыс. т) «от части из них были получены отказы». «По итогам августа аэропортом был отмечен дефицит топлива, что проявилось в минимальном количестве предложений на рынке и, как следствие, ростом цен», — отмечает официальный представитель аэропорта. По его словам, Домодедово предложило Росавиации оказать содействие в обеспечении необходимых объемов авиатоплива. В пятницу Домодедово располагало запасами авиатоплива на трое суток. Такой же запас был и у Шереметьево. Аэропорт Внуково в минувшую пятницу обратился к нефтяным компаниям с просьбой выполнять согласованный график поставок авиатоплива. Росавиация пообещала решить проблему, запросив для московских аэропортов 180 тыс. т авиатоплива из Росрезерва.
В авиакомпаниях признают, что проблемы с топливом действительно были, но они уже решены. Так, официальный представитель «Аэрофлота» сообщил, что «все рейсы авиакомпании будут выполняться по расписанию». «Мы гарантируем выполнение своих обязательств перед пассажирами в полном объеме», — отмечает гендиректор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. По сообщению авиакомпании, во Внуково перевозчик приобретает авиакеросин напрямую у ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро».
Новость на сайте «РБК.Daily»