Почему в России дорожает бензин?
Мировые цены на нефть последний год неуклонно стремятся все к новым антирекордам. Весной прошлого года баррель "черного золота" стоил 120 долларов, сегодня эта отметка колеблется в пределах 50 долларов. Вместе с падением цен на нефть, следуя логике, должна снижаться и стоимость нефтепродуктов, в частности, бензина. Однако в России цены на бензин только растут.
Владимир Путин в конце прошлого года, подводя итоги, заявил, что цены на нефть на мировом рынке снизились на 35%, а цены на бензин поднялись на 10%. Президент отметил, что подорожание бензина зафиксировано в розничном сегменте, оптовая же стоимость нефтепродукта немного упала. Экономические эксперты поясняют, что цена на готовый товар складывается не только из стоимости сырья, но и из множества других компонентов.
Почему в России дорожает бензин, и какие факторы влияют на ценообразование - разбиралась редакция 24smi.org.
Сколько нефти в бензине?
Большинство обывателей, следя за новостями, удивляются тенденции: цены на нефть падают, а бензин только дорожает. Все дело в том, что в стоимость бензина заложены лишь30% цены на нефть. Это незначительный показатель, не способный "обвалить" бензин в случае удешевления нефти.
В пересчете на конечную стоимость топлива 10%-ное "падение" нефти спровоцирует 3%-ное падение цены на бензин. За минувший год цены на нефть упали примерно на 50%, соответственно, и бензин должен был подешеветь как минимум на 15%. Однако, бензин дешевел лишь на непродолжительное время весной 2015 года.
Летние ценники на заправках вновь огорчили автомобилистов. Сегодня средняя стоимость бензина в России Аи-92 - 33.88 рублей, средняя стоимость бензина в августе 2014 года составляла 31 рубль. Цены на бензин за год должны были упасть незначительно, но даже этого не произошло. Почему?
Акциз на топливо
Еще один компонент цены бензина - акциз на топливо. Доход государства от реализации топлива составляет 28% от стоимости продукта. На протяжении двух последних лет акцизная ставка для автомобильного топлива (без класса) росла плавно с 10,1 тысяч рублей за тонну в январе 2013 года до 11, 1 тысяч рублей за тонну в декабре 2014.
В этом году был осуществлен резкий скачок акцизной ставки на бензин. С января 2015 года акциз (без класса) составляет 13,3 тысяч за тонну. Резкое поднятие акциза отразилось и на цене, которое начало дорожать ближе к лету.
Однако, в конечном итоге поднятие акциза не могло спровоцировать такого подорожания бензина. Что же еще навредило российским автомобилистам?
Транспортировка
Из оставшихся 42% от цены бензина львиную долю занимает транспортировка нефти или готового продукта. Кроме того, что компании платят акциз и закупают нефть, им необходимо доставить сырье и полученный продукт в пункты переработки и реализации. А это немалые деньги.
Основными видами транспортировки нефти и бензина по России остаются Ж\Д-сообщения, а также трубопроводы "Транснефти". За минувший год стоимость транспортировки также увеличилась.
На конец 2014 года РЖД подняла стоимость перевозки нефти на 13,4%, а с начала этого года нефтяные компании начали платить еще на 10% больше. "Транснефть" также подняла стоимость транспортировки топлива по собственным трубам с начала этого года на 7,5 %.
Нефть в России.
И последний аспект, который сделал невозможным падение цен на бензин в России, этодевальвация рубля. В рублевом эквиваленте цена на нефть за год стремительного падения практически не изменилась. На мировом рынке нефть подешевела на 50%, но внутри России из-за высокого курса доллара в пересчете на рубли нефть упала всего на 15%.
Итак, делаем вывод: нефть в России подорожала всего на 15%, что могло спровоцировать падение цены на бензин менее чем на 5%, но повышение акциза и подорожание транспортных услуг нивелировали эффект дешевой нефти, потому бензин в России продолжает дорожать. Следовательно, дальнейшее падение нефти не вызовет положительного эффекта для рынка топлива в России без положительных сдвигов в остальных компонентах, определяющих цены на бензин.