Бензиновая зависимость

Американцы обожают большие автомобили с мощными двигателями. Однако рост цен на бензин вынуждает многих из них оставлять машины в гараже. А полицейские пересаживаются на велосипеды.

В начале 2011 года на США обрушился "бензиновый кризис": только за февраль цена с 2,6 доллара за галлон (примерно 3,8 литра) увеличилась на 13,5 процента. За решение проблемы взялись на самом высоком уровне. Президент Барак Обама сообщил о создании под эгидой министерства юстиции специальной межведомственной комиссии по расследованию причин роста цен. Администрация США предложила согражданам приобретать гибридные машины и электрические транспортные средства, несмотря на их дороговизну.

"Покупая прожорливые автомобили, вы расходуете средства на бензин, который производится из импортной нефти. Американцы платят деньги людям, которые совсем нас не любят", - увещевал соотечественников Обама. Продажи "флексов" - автомобилей с гибким выбором топлива между бензином и этанолом - растут в Америке очень хорошими темпами. Сейчас по американским дорогам бегает более восьми миллионов таких машин. Это второй по количеству подобный "флот" после бразильского. Правда, согласно проведенному несколько лет назад опросу большинство владельцев подобных автомобилей и не подозревали, что их машина - "флекс". Да и заправок, где продается смешанное топливо, не так уж много, всего около 1% от общего числа. Все же бензин остается более привычным. А значит, искать выход из кризиса все равно придется. "У нас нет универсального и быстрого решения этой проблемы. Наша страна зависит от цен на бензин и от ввоза нефти", - признал весной официальный представитель Белого дома Джей Карни. И напомнил: от этой зависимости нужно избавиться к 2025 году. Но как - пока не ясно. Американские политики предлагают разные рецепты. Например, увеличение объемов добычи нефти на территории США и снятие запретов на шельфовое бурение, введенные после катастрофы в Мексиканском заливе. Однако у этой идеи есть и противники. Главный из них - президент Обама. У него иной подход: нужно прекратить субсидировать нефтяные компании, а высвободившиеся средства направить на развитие альтернативной энергетики.

Пока политики ломают копья, обсуждая, как слезать с "нефтяной иглы", простые американцы вынуждены отказываться от автомобилей. Согласно недавним опросам, так поступили почти две трети респондентов. Они пересаживаются на общественный транспорт и воздерживаются от поездок по магазинам, заказывая товары через Интернет. Социологи зафиксировали резкий скачок таких продаж. Половина опрошенных были вынуждены пересмотреть свои планы на летний отдых - многие американцы путешествуют по стране на машине. Еще примерно 50% задумались о приобретении более экономичного автомобиля.

В Китае не действует рыночный механизм формирования цен на бензин. Что же в этих условиях делать государству - крупнейшему рынку автомобилей? Сейчас правительство активизировало политику использования альтернативных источников энергии, в том числе и на автомобилях. Однако успехи пока не столь очевидны. По официальным данным, на конец прошлого года в стране было зарегистрировано не более 500 тысяч машин, работающих на газе. Для сравнения, в минувшем году было продано свыше 18 млн автомобилей. Одной из главных причин недостаточного роста числа "газовых" машин эксперты называют неразвитость системы заправок, а также относительно высокую стоимость. Кубометр газа - около 4,7 юаня (примерно 21 рубль).

Другой тенденцией развития отечественного автопрома является активное внедрение электромобилей или же гибридных авто. Однако частный автолюбитель пока не питает пылких чувств к новому виду транспорта.

Власти предпринимают и реальные шаги для популяризации подобных машин. Например, с января будущего года предполагается снизить или вовсе отменить ряд налоговых сборов для владельцев экологически чистого транспорта. Всего же к 2020 году планируется продать не менее пяти миллионов подобных машин.

На Корейском полуострове нет месторождений нефти. Но это обстоятельство не мешает Республике Корея быть одним из ведущих в Азии производителей нефтепродуктов.

Сейчас литр обычного бензина в Сеуле стоит примерно два доллара. Дороговато. Поэтому, наверное, с конвейеров южнокорейских автоконцернов выходят с каждым годом все больше и больше моделей с газовыми двигателями. По данным сеульской мэрии, практически все такси и автобусы сейчас работают на газе.

- Для обслуживания таких машин открыты специальные заправки. Конечно, их не так много, как бензиновых, но вполне хватает для заправки всех транспортных средств, работающих на газе, - объяснила сотрудник городской администрации Ким Сун Хи.

- Природный газ - это будущее, поскольку он более дешевый и экологически чистый.

Стоимость литра газа в два раза ниже бензина. Единственный вопрос - безопасность. Газ - не жидкость, и его утечку обнаружить без специального прибора невозможно, отсюда возникает угроза взрыва. Тем более что такие прецеденты в Корее уже были. Слава богу, пока без жертв. Но после того как на маршруте взорвался один из пассажирских автобусов, была проведена проверка. Она показала, что большинство машин в автобусном парке имеют утечки. Так что без тщательного присмотра за транспортным средством хозяину газовой "лошадки" никак не обойтись.

Но на достигнутом корейцы не собираются останавливаться и разрабатывают новые средства передвижения. Совсем недавно один из ведущих автопроизводителей провел презентацию новой машины. В компании обещают, что в ближайшем будущем с учетом подорожания нефти такие автомобили могут выйти на первое место в Южной Корее по продажам.

 

КСТАТИ

В Калужской области местные власти решили купить несколько электрокаров для региональных министерств, а также для перевозки пассажиров. Сейчас в Калуге завершается тестирование эксплуатационных качеств японского электромобиля.

Электромобиль на улицах Калуги пока не встретишь. Впрочем, внешне он практически не отличается от подобных ему бензиновых машин гольф-класса. Местный электрокар "приписан" к региональному центру энергоэффективности, входящему в областное министерство строительства и ЖКХ. Эта та самая машина, российскую презентацию которой устроил японский автоконцерн летом прошлого года после открытия производства в Калуге.

Считается, что первым идею внедрить электромобили в городскую жизнь придумал губернатор Анатолий Артамонов, подписавший в прошлом году с представителями автоконцерна меморандум о взаимодействии в сфере информационного обмена по улучшению экологического состояния региона.

Таким образом, Калуга стала первым из региональных центров России, где решились использовать электромобили. Горожан решили стимулировать к покупке электромобилей обнулением транспортного налога, а в будущем должны снизить и таможенные пошлины на ввоз этих машин. Если все эти меры будут приняты, электромобили станут доступнее примерно на 20%. Причем, по словам инженера центра энергоэффективности Николая Хмырова, зарядка машины обойдется практически вдвое дешевле, чем покупка обычного топлива. Это должно существенно компенсировать затраты на приобретение электрокаров. Цены на них - по сравнению с аналогичными бензиновыми машинами - пока запредельные.

Впрочем, автомобильное сообщество города довольно скептически относится к перспективам электромобилей. Во-первых, для них нужны специальные заправки. Во-вторых, использовать их можно лишь в городе: "электрического" топлива хватает на 80 километров пробега. Что касается заправок, то в Калуге они могут появиться уже в этом году. С таким предложением обратилась одна из крупных российских компаний, работающих в этом секторе, готовая обустроить электрозаправками несколько крупных городов. Как отметили в горуправе, это предложение пока в стадии рассмотрения, уточнив, что речь идет об организации заправок на конечных остановках троллейбусов. Троллейбусное управление также готово включиться в работу по внедрению электромобилей, приобретя четыре так называемых экобуса. Но здесь есть существенное препятствие - стоимость. Так что до массового внедрения автономного электротранспорта в Калуге пока далеко. Как и до реализации одной из главных целей проекта: снижения вредных выбросов в атмосферу.

Однако в городской управе признают, что это скорее имиджевый ход. И речь идет не о массовом внедрении, а лишь о попытке создать условия для будущей "электрификации" автотранспорта.

Материал подготовили: Василий Воропаев, Артем Санжиев, Евгений Соловьев, Владимир Петров

Российская Газета, Сегодня, 09:04