Цены на бензин могут отбить у россиян желание покупать новые авто
Россия стала вторым крупнейшим авторынком Европы, уступив лишь Германии. Рост продаж в прошлом году составил 10 процентов. Однако стоимость владения автомобилем в нашей стране выше, чем в развитых странах, и это будет сдерживать наше дальнейшее продвижение в лидеры, считают эксперты.
Такие выводы содержатся в исследовании компании Pricewaterhouse-Coopers (PwC). Вчера она презентовала их для прессы. Цена владения авто в России значительно выше, чем, например, в Великобритании и США, считают специалисты компании. Такая ситуация складывается из нескольких факторов. Это и высокие ставки по автокредитам, и рост стоимости ОСАГО, цен на топливо. Введение утилизационного сбора добавило несколько процентов к цене автомобиля, что автоматически подняло расценки и на техобслуживание. Растет в России и число платных трасс, повышаются штрафы, а дефицит парковочных мест уже давно держит высокие расценки на их аренду.
Все это, понятно, не способствует желанию приобрести машину. Так что неудивительно, что в структуре российского автопарка значительную долю занимают машины возрастом более 10 лет, для которых характерен высокий расход топлива и большой объем вредных выбросов в атмосферу. Однако, говорят эксперты компании, внимание государства к решению этих вопросов поможет уменьшить стоимость владения авто и соответственно стимулировать спрос на новые авто.
В то же время оценить точную стоимость владения "усредненным" автомобилем довольно непросто, рассказал "РГ" исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. "Обычно подобные оценки для себя делают отдельные компании, фиксируя эту величину для конкретных марок или моделей машин. В целом по рынку всей страны рассчитать такой показатель очень сложно", - уточнил он. В то же время различные попытки зафиксировать этот показатель все-таки предпринимались. Так, "РГ" уже писала об исследовании Общественной палаты, в котором, в частности, было отмечено, что в конце прошлого года в среднем по России стоимость владения автомобилем составила 3908 рублей.
Впрочем, есть и такие факторы, которые будут стимулировать рост продаж авто в нашей стране. Например, специальные предложения от банков, специализирующихся на автокредитовании, позволяют с выгодой приобрести новую машину. Снижение среднего расхода топлива за счет использования новых технологий также может подтолкнуть к покупке автомобиля, особенно если планируется его частое использование. Не отстают и дилеры, предлагая льготные цены на техобслуживание для подержанных машин. Особенно это касается автомобилей иностранных марок, которые, по оценкам PwC, в 2012 году заняли 44 процента отечественного рынка.
Все это поможет России удержаться по темпам роста авторынка в мировой тройке лидеров. Успешнее всего прошлый год оказался для Японии, где рост автопарка составил 26 процентов, и для США - 13 процентов. Италия, Франция, Испания "приостановили" конвейеры, в результате чего эксперты зафиксировали в этих странах снижение продаж легковых автомобилей. Лидером "антирейтинга" стала Италия, где они упали на 19,9 процента. Что, впрочем, тоже неудивительно. Дела в экономике европейских стран сейчас идут со скрипом. И людям не до покупок авто - растет безработица, доходы снижаются, будущее неясно. Понятен и успех России, экономика которой становится все уверенней.